«Сколько и какие существуют методы и приемы НЛП» – задаются вопросом многие, кто познакомился с нейролингвистическим программированием. Поскольку данная сфера прикладной психологии является популярным способом не только познания себя, но и воздействия на людей.
Кого-то НЛП интересует как средство решить личностные проблемы: поднять самооценку, избавиться от отрицательных черт характера, научиться конструктивно общаться с начальником, либо с противоположным полом. Из-за широких возможностей его применяют не только в психологических науках, но и смежных областях.
Существует более 80 психологических методов и приемов НЛП. Опишем кратко самые популярные.
Смена субмодальностей
Как картинка состоит из пазлов, так и человеческое восприятие реальности состоит из элементов. Эти составляющие не только дают целостный единый образ окружающего мира, но еще и кодируют отношение к нему. Данные компоненты в НЛП называются субмодальностью.
Суть метода – в изменении отношения или оценки к чему-либо, силы переживания. Схема заключается в том, что взять две ситуации (или людей):
- негативная, к которой нужно изменить отношение;
- позитивная.
И поменять местами субмодальности. То есть, отредактировать одну эмоцию (отрицательную) другой (положительной). Иное название техники – редактирование.
Модель «SMARTEF»
SMARTEF в переводе с английского – правильная установка. В любом деле, главное, четко сформулировать необходимый результат. Т.е., для достижения необходимо представлять конкретную цель. Прием установки позволяет правильно определить конечный результат. Он должен быть измеримым, реалистичным и привлекательным для человека.
Стратегия У.Диснея
Смысл приема – применять подход известного мультипликатора. Т.е., рассмотреть дело с трех ракурсов: творчески, реалистично, критично. Мечтатель нацелен на перспективу, он строит планы. Реалист ищет способы достижения. Критик же выискивает слабые стороны. Стратегия повышает общую эффективность.
Проработка логических уровней
Ключевая техника в консультировании НЛП, у ее истоков – первые разработки нейролингвистического программирования. Р.Нилдс разделил восприятие реальности и связанных с ним переживаний на несколько уровней. Только осознание целей и проблем на всех уровнях ведет человека к успеху. Это относится к процессу принятия решений, постройке взаимоотношений, самочувствию и остальным аспектам жизни.
Важно понимать логику соподчинения:
- низшие подчиняются высшим;
- высшие реализуются посредством низших.
При этом, одно без другого невозможно.
Низшие уровни более осознаваемы. Поэтому НЛП-специалисты более тщательно прорабатывают высшие уровни.
«Взмах»
Состоит из четырех этапов:
- определить ситуацию, на которую человек деструктивно реагирует;
- выявить факторы, запускающие «пусковой механизм»;
- нарисовать образ желаемого поведения;
- совершить «взмах», т.е., сменить нежелательную «картинку» на конструктивную, отработанную на предыдущем этапе.
Метод позволяет: устранить вредные привычки, скорректировать поведение, установить положительный образ-Я.
Шестишаговый рефрейминг
Применяется метод для решения застарелых проблем, когда их причина клиентом не осознается. В основе рефрейминга лежит особая медитация – состояние, при котором подсознание максимально восприимчиво. Включает 6 шагов. Конечный результат – осознание проблемы и дальнейшее осмысление ее решения.
Изменение истории индивида
Используется, когда прошлое событие оказывает негативное воздействие на человека в настоящем. Цель метода – стереть из памяти историю, которая «взрываясь», включает отрицательные эмоции.
Для этого клиента «погружают» в прожитое, где он меняет к нему оценку от «ужасного» до «поучительного». Тем самым перезагружается не только прошлое, но и настоящее, поскольку освобождаются эмоциональные силы.
Лечение фобий
Если пережитая когда-то ситуация была психотравмирующей, то НЛП-специалисты используют данный прием. Состояние фобии условно разбивается на три части: до, непосредственно негативное ощущение, после. Процесс заключается в прорабатывании всех частей, как некоего кино, которое человек смотрит со стороны. В конце проецируется на будущее подобная ситуация и обыгрываются новые ощущения и способы реагирования.
Реимпринтинг
Предполагает две стадии:
- определение первого появления и симптоматики негативного импритинга;
- повторное «запечатление», но уже с положительными реакциями.
В основе первой фазы лежит осознание стойкой модели поведения. Вторая достигается за счет осмысления позитивных моментов и выгод, скрывающихся в прошлом негативном опыте.
Переоценка прошлого
В основе техники лежит всем известное правило, изменить отношение, если не можешь изменить ситуацию. Особенно, если она уже в прошлом.
Алгоритм действий:
- вспомнить событие, требующее переоценки;
- заякорить его (вызвать какую-либо реакцию, лучше мышечную);
- разбить всю ситуацию на положительные и отрицательные отрезки общей временной линии;
- позитивные – снова «пережить», негативные – «просмотреть» со стороны;
- спроектировать подобную ситуацию в будущем и «прочувствовать» ее с новыми ощущениями.
Таким же образом действуют, если нужно переоценить отношение к другим людям.
Линия времени
Прием эффективен, когда человек стоит перед выбором «Буриданов осел». Техника позволяет не только выбрать, как именно поступить, но и спрогнозировать последствия каждого выбора.
Техника самогипноза
Позволяет проработать психологические проблемы на глубинном уровне, погрузив себя в гипнотическое состояние. Техника считается одной из сложных в НЛП. Она требует определенной практики.
Методы и приемы нейролингвистического программирования подходят не только для коррекции психологических проблем, но и для повседневной жизни, как мужчин, так и женщин.
Итак, НЛП – не чудо, не магия и не заклинание. Обучают технологии не кудесники и не шаманы. Влад Позье утверждает, что не верит в эзотерику и обряды, а только в результат кропотливой работы над собой с обязательной проработкой на практике новых навыков.
Не обязательно иметь кучу комплексов, чтобы записаться на индивидуальную консультацию к гипнотерапевту Владу Позье (Владимиру Соловьеву). Такие желания как: изменить вредные привычки, пользоваться успехом у противоположного пола, уметь оказывать влияние на разных людей и увлечь за собой – достаточная причина для посещения известного врача-психолога.